Нет на Земле более загадочной и вызывающей столько интереса страны, чем Япония. Она не перестает удивлять публику в самых разных областях - от науки и искусства до музыки и моды.
Веками Страна Восходящего Солнца находилась в изоляции, развивая свою культуру и традиции предков. В середине XIX века, после реставрации Мэйдзи (1866-1869), выезд за границу, наконец, стал разрешен, и японцы начали активно интересоваться достижениями европейской цивилизации. Попав на благодатную японскую почву, семена западной культуры в конце концов принесли своеобразные плоды, наиболее яркие из которых можно наблюдать в молодежной уличной моде, или в street fashion. Сейчас на улицах Японии встречается такая ядерная смесь образов, какую не найдёшь ни в одной другой стране. Среди массы клерков, или по-японски сарариманов, одетых в деловые костюмы и спешащих на работу, вы сможете встретить яркие вкрапления - девушек в традиционных кимоно, женщин, одетых в модные подиумные новинки, и, конечно же, шокирующих обывателя представителей молодежных субкультур. В основном эти необычно одетые молодые люди являются или студентами японских университетов (то есть, проживают краткий вольный период между двумя дресс-кодами - школьным и офисно-корпоративным) или представителями свободных профессий. И те, и другие могут позволить себе нарядиться в невероятно яркие платья с кучей аксессуаров или же, напротив, одеться так, как будто направляются на похороны, происходящие где-нибудь в викторианской Англии. В этом заключается некий парадокс - самые невероятные и диковинные образы, вдохновляющие на модные эксперименты таких знаменитых дизайнеров, как Гальяно и Вествуд, рождаются не где-нибудь в Европе или Америке, где свобода нравов и самовыражения обитает и культивируется уже очень давно, а именно в Японии, несмотря на долгую историческую изоляцию последней от остального мира.
В Японии по сей день большую роль играют этикет и жестко установленные правила социального поведения. Тем более удивителен в этом ключе феномен японской моды - виртуозно совмещая с национальными особенностями позаимствованные западные тенденции, японцы возвращают их в таком виде, что у европейских модельеров чешутся руки от желания немедленно сотворить что-то подобное, а молодые жители европейских столиц мечтают во что бы то ни стало раздобыть такую одежду. Однако в Европе эти тенденции остаются уделом редких любителей того или иного стиля, в то время как в Токио Харадзюку и Сибуя бывают буквально заполнены необычно одетой молодежью. И это не карнавал, не вечеринка, выплеснувшаяся на улицы, а повседневность. В этом ключе можно сказать, что японская уличная мода являет собой своеобразный гимн протеста, стремление раздвинуть общепринятые рамки, вырваться из угнетающей упорядоченности каждого дня.
«Фрукты»
Появлению самих понятий «street fashion» и «street style» мы всецело обязаны японцам. В 1997 году японский фотограф Сёичи Аоки начал фотографировать интересно одетых людей на улицах Токио, а затем создал из первой партии своих снимков журнал «Fruits». Ярко одетые японские фрики («фрукты») не смогли оставить никого равнодушным - журнал обрел бешеную популярность в Азии, Америке и Европе. К данному моменту «Fruits» стал одним из самых популярных альтернативных журналов о моде, вдохновляя молодежь всего мира на создание собственного уникального стиля. С помощью многолетней подшивки можно проследить формирование всех наиболее популярных направлений японской уличной моды.
Японские фрики не боятся модных экспериментов. В костюме каждого присутствует своя изюминка, придуманная им самим - это совсем не похоже на несколько шаблонных западных хипстеров, чьи фотографии сейчас наполняют интернет-блоги. Японцы не следуют моде, а вдохновляют на её создание, умудряясь оказываться именно в той точке, куда стремятся кутюрье всего мира. Именно этот момент опережения, «обгона» всех остальных, вывел Токио в топ мировых модных столиц. Что-то, что казалось странным, некрасивым и дисгармоничным, уже становится модным трендом, и пионерами в этом «приручении» диких модных новинок являются именно японцы. Воздушная юбка с военными ботинками? Легкое платье в стиле «кантри» и теплые угги? Брюки-галифе? Пожалуйста! Именно японцы приняли активное участие в распространении этих комбинаций, надеть которые совсем недавно было бы просто неприлично, и сделали бывшую одежду странных маргиналов новой классикой. Теперь тяжелыми ботинками, надетыми с кокетливым платьем, никого не удивить даже в России - но японские фрики постоянно идут дальше. Кто знает, какие детали их облика перейдут в будущем в наш повседневный гардероб?
Стиль «фруктов» - это дикая эклектика, здесь хаотично смешаны эпохи, бренды и различные модные тенденции. В одном образе могут присутствовать затёртая кожаная сумка из сэконд-хэнда и этническое платье с клёпаным поясом и тяжёлыми ботинками; асимметричная куртка из новой коллекции Мартина Марджелы или Comme des Garcons и какая-нибудь инфантильная юбка-пачка; десяток заколок, пластиковые бусы и браслеты и растянутая дырявая майка; невообразимого кроя пальто с воротником, закрывающим пол-лица и сапоги кислотного цвета на высоченной платформе.
Больше всего «фрукты» любят аксессуары - на голове такого любителя моды может поместиться до трех десятков заколочек и бантиков самых разных цветов, а на руках - по две дюжины разностилевых браслетов. Мы не зря говорим о «любителе» в мужском роде - несмотря на то, что в большей степени экстремальной модой, как и модой вообще, увлекаются девушки, некоторые молодые люди от них не отстают. Одной из характерных черт данного направления является не только смешение стилевых особенностей, но и стирание различий между мужской и женской модой. Юноши-фрики с большим удовольствием красят волосы во все цвета радуги, надевают флуоресцентные украшения и берут взаймы одежду у своих подруг. При этом и те, и другие могут с удовольствием заимствовать идеи из детской моды. Цветные плюшевые игрушки, которые не только носятся под мышкой, но и нашиваются на одежду или сумки - любимейшие аксессуары японской молодежи. Повязки в стиле кибер-панк, скрывающие нижнюю половину лица или один глаз; чулки и перчатки всех вообразимых (а иногда и невообразимых!) расцветок; обувь на огромной платформе или фигурно вырезанном каблуке... Всего не перечислить, потому что фантазия самых ярких представителей японской уличной моды не знает границ.
«Капуста»
Но не только «фрукты» склонны одеваться столь сумбурно. Многослойность в одежде в принципе свойственна азиатским девушкам, как в Японии, так и в Корее - двух странах, откуда на мировой рынок поступает все больше и больше одежды интересного стиля и кроя. В чем же причина этой любви к «капустному» облику?
Тут нужно обратиться к истории и вспомнить, как веками одевались в дальневосточном регионе. Самый яркий образчик, который сразу всплывает в голове - японское кимоно, а это широкий халат, длинные рукава, сложный пояс и, самое главное, несколько слоев шелка или сатина, ложащихся красивыми складками. Эта многослойность, воспетая древней седой стариной, когда женщины старались всем обликом подражать пышным бутонам цветов, укоренилась и в современном мире. «Капустный» стиль, где девушка может позволить себе одновременно надеть кружевную юбку джинсы, блузку с жилеткой, кожаную куртку и много-много бижутерии, очень подходит азиаткам с их миниатюрным телосложением и маленьким ростом. Впрочем, если не переигрывать со слоями, любая девушка может позволить себе уйти в настоящий «капустный» отрыв, и попробовать создать собственный неповторимый образ. «Капустный» стиль - это не только игра с предметами гардероба, кокетливо или по-хулигански выглядывающими друг из-под друга, но и игра с их происхождением.
Если не так давно роскошным казалось нарядиться с головы до ног в предметы «от кутюр», радуясь, что часы на руке совпадают маркой с платьем и туфлями, то теперь японская молодежь бесстрашно экспериментирует не только со стилями, но и с брендами. Вещи всемирно известных модельеров могут сочетаться с предметами, сшитыми молодыми, никому не известными дизайнерами. Из-под куртки от Йоджи Ямамото может виднеться кофточка, отрытая в ближайшем секонд-хэнде, а самовязные шарфики и рукавички дополнят пальто знаменитой западной марки. Причем не обязательно, что одного шарфика хватит - приверженке «капустного» стиля никто не может запретить повязать на шею два, а то и больше, шарфика или платка. То же относится к чулкам и гольфам. Их может быть сколь угодно много - например, на колготки надеваются еще одни, сетчатые или художественно порванные в сотне мест, потом следуют гольфы, а за ними - еще и носочки (у «фрутса» они будут цветными и разными, а, к примеру, в стиле «готик-лолита» - с кокетливой оборкой).
Еще один остро-модный тренд в общем смешении не сочетаемого - хэнд-мейд. Сделанные собственными руками украшения и сшитая самостоятельно одежда, соседствуя с вещами известных фирм, словно призваны указывать на то, что их хозяин вполне может сравниться с настоящими кутюрье - если не в профессиональной сноровке, то уж точно в фантазии и смелости. Впрочем, нужно отметить, что среди японцев самодельные вещи распространены чуть меньше, чем среди наших соотечественников, для которых хэнд-мейд является зачастую не модной прихотью, а суровой необходимостью - в России нет такого количества оригинальных брендов, шьющих экстремально модную молодежную одежду.
Сейчас в Японии существует огромное количество молодежных субкультур, представители которых одеваются в соответствии со своими хобби, музыкальными пристрастиями и мироощущением. Далее мы кратко расскажем о наиболее популярных из них.
Лолита
Лолита - одно из самых известных направлений японской уличной моды, поклонницы которого всем прочим способам одеваться предпочитают викторианский стиль. Викторианская эпоха в Англии, к которой восходит это направление - время царствования королевы Виктории (1837-1901), когда мужчины были строгими джентльменами, а женщины - утонченными и аристократичными леди. Неудивительно, что японцам, с их традиционным укладом и любовью к изяществу, пришлись по нраву как чопорные, порой пуританские, нравы викторианской Англии, так и характерное для этой эпохи дамское и мужское платье. Женщины здесь делаются похожими на фарфоровых кукол - утонченные и хрупкие, никогда не державшие в тонких белых пальцах ничего, тяжелее ажурного зонтика от солнца, они утопают в своих оборках, шелковых лентах и кружевных жабо. Однако, несмотря на ленты и рюши, это не пышная барочная избыточность - викторианский силуэт продолжает хранить ясную графическую форму, являя четкий абрис плеч и осиную талию аристократки.
Именно к этому изящному облику стремятся японские лолиты, привнося в свой облик характерные блузы с рюшами и чопорными воротниками-стоечками, узкие корсеты и маленькие шляпки-цилиндры, а главное - широкие юбки, под которые, как правило, надеваются пышные подъюбники и кокетливые панталоны. Различают большое количество разных подвидов стиля «лолита». Японцы вообще большие мастера классификации - они обожают давать чему-нибудь называния, даже если речь идет о самом узком и локальном проявлении. В моде им есть, где разгуляться - здесь масса способов выразить себя, а значит, должно быть много названий! Нам удалось насчитать 37 видов лолит - на деле, их, конечно, гораздо больше, потому что каждая девушка, в теории, может разработать и начать популяризировать собственный взгляд на стиль. Посему расскажем только о некоторых, самых заметных, разновидностях.
«Классическая лолита» (kurashikku rori/classic lolita) - квинтэссенция «лолитности», своего рода отправная точка для всех остальных преломлений стиля. Именно она в большей степени воплощает описанный выше облик изящной юной леди, похожей на фарфоровую куколку. Одежду классическая лолита предпочитает неброскую, базовых благородных цветов - бежевого, бордового, темно-синего, коричневого, серого; ее прически аккуратны, макияж не чрезмерен, украшений не слишком много. «Свит-лолита» (sweet lolita/amaloli) в большей мере стремится напоминать, что лолита - стиль во многом инфантильный, отсылающий к детству и детскости во всех ее проявлениях. «Сладкие лолиты» одеваются в светлую одежду пастельных тонов, часто украшенную веселым принтом с мишками, котятами или кондитерскими изделиями; любят сладости, особенно фигурные и цветные; обильно используют аксессуары в виде тортиков, пирожных или фруктов. Белоснежная лолита (white lolita/shirololi), как не трудно догадаться, одевается только в белое. Белый - цвет чистоты и невинности, что подчеркивает детскую сущность лолиты. Темная лолита (dark lolita /kurololi), напротив, предпочитает черную одежду. Это не означает, что она отказывается от юного образа - нет, она тоже любит плюшевые игрушки и сохраняет детский незамутненный взгляд на мир, просто черный добавляет в лолитный образ внутренней полемичности, делая его более утонченным и противоречивым. Готическая лолита (gothic lolita/gosuloli) - одна из самых известных разновидностей стиля, впитавшая в себя приметы собственно готической моды. Здесь могут появляться сумки-гробики, кресты, массивные металлические аксессуары и тому подобное. Носит готик-лоли преимущественно черное, с редкими вкраплениями белого, алого, фиолетового; ее макияж может быть более броским и вызывающим, чем у классической или «сладкой» лолит. Панк лолиты (punk lolita/punkuloli) склоняются к бунтарским, панковским элементам в одежде. Это могут быть булавки, напульсники с шипами, рваные чулки, оборванные рукава, музыкальная тематика принтов. Больше всего панк-лолиты любят клетчатую одежду с металлическими украшениями.
Также лолитных образов могут придерживаться и мужчины - к примеру, такие известные visual kei исполнители, как Мапа или Кауа. Существует и мужской вариант японского взгляда на викторианскую моду - так называемый стиль «аристократ».
Visual kei
Visual kei буквально переводится как «визуальный стиль». Данное течение в молодежной субкультуре и японском роке получило широкую огласку и собрало множество поклонников благодаря таким группам, как X-Japan, BUCK-TICK, Luna Sea, Malice Mizer и прочих. Сами эти группы были изрядно вдохновлены музыкальной глэм-стилистикой 80-х, откровенной музыкой и сценическими образами Дэвида Боуи, Гари Глиттера, группы Sweet и других подобных исполнителей и команд. Основная идея visual kei состоит в том, чтобы на слушателей воздействовали не только песни музыкантов, но и их визуальный образ. Этот образ может быть каким угодно: взятым из аниме или компьютерной игры, или из той же уличной моды (например, стиль «лолита»). Часто музыканты придумывают свой собственный эпатажный облик, который потом тщательно копируется их поклонниками. Характерным здесь является использование необычных, подчас откровенно театральных образов с целью привлечения внимания слушателей. В основном, целевой аудиторией «визуальщиков» являются девочки и девушки - именно для них музыканты стараются быть такими необычными, шокирующими и привлекательными. Среди японских поклонниц любовь к ним часто доходит до массовой истерии.
Гангуро и компания
Гангуро (от ganguro - «черное лицо», или от gangankuro - «исключительно темный»), как сразу можно увидеть по их облику - большие поклонницы жаркого солнца Калифорнии и сильно загорелых ребят, читающих рэп. Но, так как под токийским солнышком слишком сильно не потемнеешь, больше всего гангуро любят посещать солярии и мазаться кремами для искусственного загара, чтобы их кожа приобрела столь вожделенный бронзовый оттенок. Традиционные места тусовок гангуро в Токио - это Сибуя, Роппонги, Синдзюку.
Гангуро являются ответвлением общего стиля гяру, включающего в себя такие направления, как гонгоро, яманба, банба, когяру, химегяру и прочие. Разобраться во всем этом бывает иногда очень трудно: все, что касается подстилей гяру и классификаций модных течений в этой области, вызывает массу разногласий в среде отечественных любителей японской моды. Гангуро, например, часто путают с более радикальными манба и банба. Любители этих стилей являются настоящими возмутителями спокойствия - они не только добиваются максимально темного оттенка кожи, но и используют контрастный светлый макияж. На темных лицах девушек особенно эффектно выделяются белые или серебристые тени, которыми они рисуют порой такие широкие круги вокруг глаз, что становятся похожи на чрезвычайно забавных панд. Также они любят клеить на скулы мелкие блестящие наклейки. Губная помада у них тоже светлая, а ресницы – как правило накладные, призванные сделать глаза еще более выразительными. Манба много экспериментируют с цветом волос: среди светлых прядей могут повстречаться и ярко-оранжевые, бирюзовые, салатовые. Одеваются они чрезвычайно вызывающе и очень ярко — при этом смело сочетают ядовито-желтый, голубой, розовый и остаются весьма довольны результатом. На фоне серой токийской толпы девушек сразу легко заметить! Ведь кроме всего они еще любят ультракороткие платья, высокие платформы и разнородные декоративные элементы в волосах. В стиле банба все это великолепие часто дополняется более брутальными, рок-н-роллльными деталями, а волосы окрашиваются в более темные цвета. Течение манба легко спутать с яманба, более старой его версией, представители которого в больше степени отдавали должное гавайской символике и цветочным аксессуарам. В настоящее время стиль почти полностью вытеснен манбой. Ко всем этим направлениям тяготеют не только девушки, но и молодые люди, тоже выглядящие весьма ярко и вызывающе.
Жители Японии довольно настороженно относятся ко всем этим модным течениям, на корню подрывающим самые базовые принципы поведения приличной молодежи вообще и девушек в частности, ведь манба и яманба просто обожают тусовки, пляжный отдых и танцы, которые зачастую устраивают прямо на улицах. А уж внешность их и вовсе является бунтом против всех традиционных для Японии представлений о женской красоте - все, что должно было быть светлым, здесь темное, и наоборот!
Косплей
Косплей (от англ. «costume play» -костюмированная игра) весьма популярен как в самой Японии, так и за ее пределами. Косплей не является модным стилем как таковым, так как люди, которые увлекаются косплеем, не сами придумывают свои образы, а копируют наиболее любимых персонажей аниме, манги (японских комиксов), компьютерных игр или известных японских музыкантов. Чаще всего японские косплееры, в отличие от российских, покупают свои костюмы в специализированных магазинах, гораздо реже - шьют их сами. Ради сходства с предметом копирования волосы окрашиваются в самые невероятные цвета - чего не сделаешь ради искусства! Чаще, впрочем, используются парики - они особенно удобны, если в краткое время любитель косплея хочет сменить несколько образов. Предметом для подражания может стать практически любой персонаж, облик которого можно воплотить в жизни. Конечно, в идеале косплеер должен быть похож на любимого героя - как внешне, так и характером. Косплей может быть как временным, то есть сделанным для конкретной фотосессии или фестиваля, так и постоянным, «пожизненным» - в этом случае речь идет о разработке образа в режиме нон-стоп. Именно поэтому мы позволяем себе говорить о косплее наравне с модными стилями - находятся люди, которые надевают анимешную одежду «на каждый день», не желая расставаться с любимым образом, или же просто заимствуют какие-то элементы костюма героя в свои повседневный образ.
Для полноценного косплея-отыгрыша мало просто нарядиться в костюм любимого героя и выкрасить волосы - нужно научиться так же стоять, говорить, так же вести себя в определенных ситуациях. В этом смысле косплей представляет собой вариант ролевой игры, постоянную театрализацию жизни и творческое переосмысление обыденности.
Выглядеть косплейный костюм может по-разному - все зависит от выбранного персонажа. А в аниме и компьютерных играх самых разных типажей столько, что на перечисление уйдет очень много времени. И все они сложные и необычные, имеют свой неповторимый облик и особенности поведения. Профессиональные косплееры способны всерьез рассориться из-за того, какие пуговицы более «каноничны» для того или иного наряда.