Приветствую Вас, Гость | RSS
Четверг, 28.03.2024, 21:26
Главная » Статьи » Прочие

Авторская шарнирная кукла
Авторская шарнирная куклаВ последние годы художественные куклы сформировались в самостоятельное, активно развивающееся направление изобразительного искусства – им посвящают специализированные национальные и международные выставки, растет число художественных галерей, специализирующихся в этом жанре, периодических изданий, ассоциаций и сообществ художников-кукольников. Из игрушки кукла превратилась в важный элемент оформления интерьера, стала объектом коллекционирования знатоков и ценителей искусства. Наравне со статическими куклами, авторы всё чаще обращаются в кукле шарнирной — подвижной, пластичной и, скорее, игровой, чем декоративной. В этой статье как человеку, имеющему более чем близкое знакомство с авторской шарниркой, мне бы хотелось подробнее остановиться скорее на технических моментах.

В первую очередь, для работы необходима идея. Она зарождается иногда спонтанно, иногда ставится какая-то определённая задача: «Хочу именно такого персонажа. Хочу именно двойной бедренный шарнир и так далее». На этом этапе — этапе придумывания и рисования - необходимо определиться с размерами, пропорциями и внешним видом желаемой куклы. Так как шарнирка, а тем более авторская – это не просто уменьшенная копия человеческого тела, а, в первую очередь, произведение искусства, здесь ставятся немного иные цели, чем в промышленном производстве БЖД. А эскиз поможет мастеру перенести идею из головы на бумагу с сохранением всех желаемых деталей.

Эскизы для авторской шарнирки включают в себя как минимум чертёж куклы в полный рост. На нём сопоставляются пропорции, расположение и тип шарниров – одинарные, двойные. Кроме того необходим эскиз тела в профиль, а также отдельные зарисовки ступней и кистей рук.

Что касается конкретной проработки образа, то можно сказать однозначно: рабочий процесс всегда вносит свои коррективы. Может статься и так, что вам вообще захочется что-то основательно изменить – в этом нет ничего страшного, дерзайте!

Так как авторская шарнирка более пластична в своём решении, от неё не требуется столь точного копирования морфологии человеческого тела, а это значит, шарниры могут более выгодно вписаться во внешний вид куклы. Также возможны различные стилизации, намеренное нарушение пропорций для большей выразительности образа и идеи, задуманной автором.

Материалы для авторской шарнирки делятся на три группы: самозастывающие, запекаемые и литьевые. Самозастывающие – папье-маше, Эфапласт, Дарви, Керапласт, Ла Долл – либо на целлюлозной либо на глинистой
основе. Их удобно использовать для кукол большого размера, однако некоторые из них слишком хрупки и могут крошиться из-за чрезмерной нагрузки, создаваемой натяжением резинки. Поверхность у них на ощупь приятная бархатистая, похожа на неглазурованную керамику, но более тёплая.

Авторская шарнирная куклаЗапекаемые пластики – Фимо, Цернит – более традиционны для статической скульптуры, однако для шарнирок небольшого формата они также сгодятся. Внешне такие пластики похожи на пластилин, но после обжига - хватает обычной духовки – затвердевают, выглядят как обычные пластмассовые изделия.

Минус их кроется в специфическом процессе обработки и необходимости промежуточных запеканий. Большая кукла из таких пластиков слишком хлопотна в изготовлении, да и стоимость её выходит неприятной.

К группе литьевых материалов относятся глина, фарфор, Флюмо, полиуретан. Фарфор, пожалуй, самый традиционный материал для классической куклы – как коллекционной, так и игровой, Он наиболее долговечен и
приятен на ощупь. Флюмо ещё называют холодным фарфором – являясь достаточно прочным, чтобы выдержать натяжение резинки даже при значительных размерах деталей, он не требует обжига, чем значительно упрощает изготовление куклы. Работа с литьевыми пластиками более хлопотна и затратна. Первоначально лепится мастер модель. Грубо говоря, ММ – это кукла, с которой потом будут сниматься формы для чистовой отливки в выбранном материале. Её изготавливают из вышеуказанных нелитьевых пластиков либо из пластилина. На этом этапе рабо-
ты создаётся черновой вариант будущей куклы, подгоняются детали, прорабатывается механика шарниров. При удачном снятии форм ММ вполне может считаться самостоятельной куклой наравне с той, что будет отлита впоследствии.

Снятие форм с ММ – сложный и трудоёмкий процесс. Поэтому куклы, изготовленные таким способом, более дорого ценятся. Требуется тщательная обработка и самой ММ и форм. Одна из наиболее известных мастеров Марина Бычкова при изготовлении своих фарфоровых Enchanted Dolls использует две-три ММ. Кроме того фарфор и глина требуют специального оборудования для обжига, а если кукла расписывается особыми красками, например, китайской глазурью, могут потребоваться дополнительные обжиги для закрепления краски.

Но голый торс это ещё не вся кукла. После того, как мастер сотворил тело, ему необходимо «оживить» своё детище, дать ему цвет, глаза, волосы, украсить и нарядить.

Самозастывающие пластики, а также Флюмо гигроскопичны, поэтому, если не использовать грунтовку, их можно красить любыми водорастворимыми красками: акварель, темпера, гуашь, а также акрил. Мягкие цветовые переходы при блашинге и макияже, также как и у полиуретановых кукол делаются сухой пастелью. Негигроскопичные материалы красятся соответственно красками на неводной основе. Фарфор может расписываться эмалями и китайской глазурью.

Авторская шарнирная куклаЧто касается глаз, многие мастера, не утруждаясь, используют готовые пластиковые либо стеклянные, те же, что идут для фирменных шарнирок. На данный момент наиболее широко используемым методом для самостоятельного изготовления глаз является методика Игоря Выгузова. Сперва из запекаемой пластики белого цвета делается лепёшечка с выемкой в центре, затем она раскрашивается, в центр глаза помещается зрачок из чёрной пластики либо рисуется также краской. Линза глаза и необходимый объём добираются эпоксидной смолой либо – как вариант – прозрачным фотополимерным гелем для наращивания ногтей.

На волосы для шарнирок идёт, как правило, натуральный тресс из овцы, козы или ламы, а также канекалон. Шапочка для парика может быть вязаной, шитой, также используется технология микрорутинга в шапочку из силикона, что обеспечивает высокую натуралистичность парика, являясь, однако, кропотливым и трудоёмким методом.

В любом случае, сам процесс работы над авторской куклой приносит огромное количество положительных эмоций и мало что может сравниться с тем моментом, когда мастер может сказать себе «Я доволен своей работой». Дерзайте и у вас всё получится!
Категория: Прочие | Добавил: Claymore (30.03.2011) | Автор: Kasia (Индюкова Екатерина)
Просмотров: 5198 | Теги: авторские куклы, шарнирная кукла | Рейтинг: 2.7/3