Японское искусство эстетического связывания сибари произошло из хобакудзюцу — мастерства связывания пленных, родившегося в период Сенгоку, пожалуй, самой мрачной и кровавой эпохи японской истории. Тогда веревка использовалась как для фиксации пленных, так и для мучительных пыток и даже казней, среди которых медленное удушение на протяжении нескольких часов было далеко не худшей судьбой. Пленных женщин вражеских кланов подвергали не сколько болезненным, сколько унижающим практикам связывания, в частности, эксплуатируя естественные потребности человеческого организма, в сочетании с длительной фиксацией, например, вынуждая жертву испражняться на глазах у зрителей. Использование связывания в качестве эротической игры появилось много позже, в конце эпохи Эдо в виде направления кинбаку-би (красивое связывание). Мастера создавали все более сложные позы и методы для воздействия на различные точки человеческого тела. Такие представления демонстрировались в театрах наравне с традиционным Кабуки.
Часто сибари ошибочно путают с западными эротическими практиками бондажа. Принципиальное отличие между бондажом и сибари заключается в разнице целей и фокусов. Если бондаж акцентирован на сексуальной стороне процесса и связывание партнера является лишь прелюдией к сексу, то сибари полностью сосредоточено на эстетике связанного тела и ощущений, которые испытывает связанный человек. Сочетая в себе концепции икебаны и акупунктуры, искусство сибари может вызвать целый букет ощущений только правильным расположением узлов. При этом, собственно, фиксация тела объекта может отступать на второй план, так как существуют обвязки, которые можно носить под одеждой, наслаждаясь всей гаммой ощущений без ограничений подвижности. Сексуальный же контакт с объектом сибари, как, правило, нежелателен, а зачастую и невозможен, так как большинство обвязок подразумевают очень сложные вынужденные позы, при которых занятие сексом невозможно. Автором современного сибари считается Сэию Ито. Работая с 1908 года, он заложил основы техник связывания как эстетического искусства в живописи и, впоследствии, фотографии. За свои труды, в частности за выдающуюся серию картин своей беременной жены, выполненных в классическом стиле японской живописи укиё-э, в 1960 году он был удостоен премии Союза художников Японии. Сибари сегодня — это удел элитных клубов и частных студий, где, как и сто лет назад, искусство сибари продолжает радовать глаз причудливостью поз и остротой ощущений.
Типы обвязок
За сотни лет существования сибари были придуманы тысячи различных поз и обвязок. Мы приведем лишь некоторые из них:
Карада — простейшая из техник сибари, обвязка торса в виде сетки.
Синдзю — обвязка груди, напоминающая бюстгальтер.
Эби — Изначально использовалась в качестве пытки: характерная коленопреклоненная поза вызывает мучительные боли в случае длительного пребывания.
Хиси — обвязка всего тела с узором в форме ромбов, часто встречается в хентайном аниме и графике.