В начале семнадцатого века в Киото, в районе устья высохшей реки Камо, появился новый вид развлечений: девушки услаждали гостей эротическими танцами и игрой на музыкальных инструментах, а также отдавались за деньги наиболее обеспеченным клиентам. Такие представления назывались кабуку, что означает «быть диким и агрессивным», что подчеркивало отличие этих женщин от традиционно покорных японских жен. Эти представления стали основой будущего театра Кабуки. Постепенно эротический танец и театральные представления под музыку разделились и стали развиваться самостоятельно. Кабуки остался на сцене, постепенно становясь все более абстрактным искусством, а эротические представления танцовщиц переместились в так называемые кварталы развлечений, где, помимо секса, клиенты могли получить и более утонченные развлечения. Само слово «гейша» появилось гораздо позже, и означало оно мужчин, которые развлекали музицированнием и увлекательной беседой клиентов, ожидавших встречи с куртизанками. Именно отсюда и пошло название профессии gei — искусство и sha — человек. Потребовались годы, чтобы в эту исключительно мужскую в то время профессию смогли проникнуть женщины.
Гейшам строжайше запрещалось предоставлять сексуальные услуги, чтобы не создавать конкуренции куртизанкам. На это указывали даже особенности одежды: так, например, пояс кимоно Оби: у проституток он был завязан спереди простым узлом, что позволяло его легко развязывать, в противоположность этому оби гейши завязан на спине сложным фигурным узлом и развязать, а тем более завязать его без посторонней помощи очень непросто. Культура гейш быстро развивалась, и к концу эпохи Эдо достигла своего расцвета, сформировав пять знаменитых кварталов Ханамати в Киото и других городах, где существовали общины гейш.
Жизнь и обучение гейши
Гейши жили общинами во главе с окаа-сан (дословно «матушкой»). Окаа-сан становились наиболее успешные в прошлом гейши, когда возраст вынуждал их оставить работу. Иногда девочки попадали в окия (общину), еще детьми, некоторые общины были готовы платить выкуп за симпатичных девушек из бедных семей. После второй мировой войны данная практика была запрещена вместе с рабством и использованием детского труда. Но гораздо чаще гейшами становились по собственному желанию или по настоянию родителей. Ведь быть гейшей было весьма престижно. Обучение включало в себя несколько этапов, сначала девочки работали служанками, параллельно работе они учились игре на музыкальном инструменте: японской лютне — сямисэне, флейте (фуэ) и барабане (цуцуми), изучали традиционные виды пения и танца, постигали искусство чайной церемонии, икебана, а также изучали поэзию, каллиграфию, живопись. Помимо этого гейши обязаны были быть в курсе новостей и политики, чтобы поддерживать беседу с клиентами практически на любую тему Чтобы стать манко — ученицей гейши, девушке было необходимо найти взрослую гэйко, так называемую онэ-сан (дословно «старшую сестру»), которая бы занялась ее обучением и воспитанием. После этого ученица впервые выходила в свет вместе со своей онэ-сан в роли минараи (наблюдателя). Минараи надевала более красочное кимоно, которое было призвано компенсировать неопытность девушки, и участвовала во всех мероприятиях, пусть и в меньшем объеме, чем ее наставница. Постепенно разница между онэ-сан и ученицей начинала стираться, и, когда девушка становилась достаточно самостоятельной и опытной, манко готова была стать взрослой гэйко. Кульминацией вступления во взрослую жизнь являлся ритуал первого сексуального опыта юной гэйко — мидзуагэ. По сравнению с обычными японками прошлого, гэйко сравнительно поздно начинали половую жизнь: если обычный возраст брака у девочек в эпоху Эдо колебался между 12-15 годами, то гейша лишалась девственности только к 16-17, ведь девушкам было необходимо завершить обучение. Собственно, до потери невинности гейша все еще считалась манко. Происходило это следующим образом: наиболее уважаемым людям города рассылались приглашения принять участие в аукционе за право лишить манко невинности. Приглашение было оформлено в виде рисового торта экубо с небольшой впадинкой красного цвета в центре, получить такое приглашение было весьма почетно. Сумма, предложенная на аукционе за невинность девушки, определяла ее будущий статус в общине. Сам по себе ритуал занимал ни много ни мало, а около недели: каждую ночь к манко приходил избранный мужчина, он разбивал яйцо, выпивал желток, а белок пальцами размазывал по половым органам девушки, используя его в качестве смазки. С каждым разом такое воздействие становилось всё интенсивнее и глубже, завершаясь настоящим половым актом. При этом каждую ночь ритуала глава общины ожидала за перегородкой и деликатно покашливала, напоминая девушке и заодно мужчине, что они не одни. После мидзуагэ начинающая гейша начинала носить новую прическу, соответствующую ее новому статусу, с красным шелковым бантом у основания пучка. По правилам, мужчина, лишивший манко девственности, не мог быть ее клиентом. Этот ритуал был объявлен вне закона в 1959 году, и с тех пор официально не практикуется. Конечно, это не остановило желающих, и такие мероприятия происходят подпольно, на закрытых клубных вечеринках. С другой стороны, если раньше манко была обязана проходить ритуал по всем правилам, то в современном мире она может ограничиться сменой прически и фасона одежды. Обучение гейши стоило немалых денег, которые девушка должна была выплатить общине, прежде чем могла обрести независимость.
Конец эпохи цветов
До начала второй мировой войны в Кварталах цветов, существовавших почти в каждом крупном городе Японии, работало более 80 тысяч гейш и манко. Однако война разрушила самую основу профессии — образ жизни коммуны. Гейши были рассеяны по стране, и на протяжении нескольких лет были вынуждены заниматься совсем другой работой, нежели чайная церемония и игра на флейте. К тому же сам образ гейши как элитной компаньонки, женщины-загадки, был изрядно подпорчен тем фактом, что для американских солдат практически все японские женщины, которые отдавались им, были Geysha-Girl. До сих пор в мировом сознании слово гейша прочно ассоциируется с образом элитной дорогой проститутки.
Современность наложила некоторый отпечаток на традиции окия, так, сексуальная составляющая работы гейши почти полностью сошла на нет, уступив место искусству. Современная гейша — явление статусное, лишь наиболее обеспеченные японцы могут позволить себе пригласить настоящих гейш. Любовь гейши стала уделом только их личной жизни.
Банные гейши
Истинные гейши ханамати были чрезвычайно дороги и дарили свое внимание и любовь лишь избранным. Более доступной альтернативой стали гейши, работавшие при банях у горячих источников. Как и гейши ханамати, они развлекали клиентов представлениями, игрой на музыкальных инструментах и чайной церемонией, но были гораздо более доступны, и цены на их услуги были ниже. Такие женщины подчинялись непосредственно владельцу онсэна или гостиницы и, по сути, являлись промежуточным звеном между гейшей и обычной проституткой.