Режиссер: Хироаки Сато | Формат: OVA | Студия: Studio Pierrot | Год выпуска: 1994
Тема отношений робота и человека в аниме довольно популярна, однако смотрят на нее порой как-то однобоко. А уж если робот имеет внешние признаки прекрасного пола, то, к гадалке не ходи, это будет гаремник, в лучшем случае разбавленный проблемой соперничества человека и машины в борьбе за сердце главного героя. Встретить вещь, идущую перпендикулярно всем законам жанра, удается редко, а уж такую сложную и неоднозначную, как «Key The Metal Idol», тем более.
Не сказать, чтобы сериал укладывал своего зрителя на лопатки с первого кадра. В самом близком будущем в одной японской школе учится девочка-робот по имени Токико Мима или просто Ки. Создатель робота, доктор Мима, позаботился о деталях "на вырост" и каждый год дарит своему творению новое тело, так что от окружающих детей Токико отличается только почти полным отсутствием эмоций и легкой заторможенностью. Все к ней привыкли и, похоже, даже не воспринимают ее как чудо технической мысли. Но перед смертью доктор Мима рассказывает Токико, что заряда ее батарей хватит только на определенное время, после которого она отключится. Единственный выход для Ки — стать человеком, а для этого надо завести тридцать тысяч друзей, что для захолустной горной деревушки цифра нереальная. К сожалению, доктор умер раньше, чем смог объяснить свои загадочные слова и, тем не менее, Токико почти сразу отправляется в многомиллионный Токио, где уж наверняка можно найти пару-тройку друзей. Однако, если учесть, что Ки вообще не приспособлена к городской жизни, ничего путного из этого не выходит — она почти сразу попадает в лапы опытного фотографа-хентайщика, из которых ее спасает подруга детства Сакура. Зависая в видеосалоне, где та работает, Ки понимает, что единственный шанс обрести тридцать тысяч друзей — это стать поп-идолом. Но как это сделать, не умея ни петь, ни танцевать?
Будь Key банальной комедией, все оставшиеся эпизоды нас бы кормили дежурной жвачкой "работай-учись-стань звездой". Но вот здесь как-то всё сразу не заладилось. По городу бродят куда как менее человекообразные по сравнению с Ки роботы, которыми управляет безумный жлоб с русским именем Сергей. Роботы приводятся в движение исключительно странной розовой субстанцией, добываемой из живых людей. Но хватает ее ненадолго. За Сергеем и его марионетками стоит зловещая корпорация во главе с еще более безумным Дзинсаку Аджо, просто одержимым созданными им роботами. Чтобы заставить проклятые железки работать нормально, ему позарез нужна созданная гением доктора Мимы кукла, почти не отличающаяся от человека. То есть Ки. Которая, в свою очередь, внезапно начинает проявлять какие-то просто нечеловеческие способности.
Создатель сериала, Хироаки Сато, зрителю известен мало. Проекты, в которых он занимал бы хоть сколько-нибудь значимую позицию, можно пересчитать по пальцам. И все же этому человеку удалось создать необычную работу, жанр которой определить однозначно невозможно. Key включает в себя элементы драмы, научной фантастики, киберпанка и мистики. Конечно, по большому счету, перед нами довольно мрачная научно-фантастическая история об отличии человека от машины, пусть и сильно запутанная, однако только один из перечисленных выше жанров выстрелит в конце и перевернет все предыдущие события с ног на голову.
Под стать самой истории и ритм ее повествования. Сюжет развивается меланхолично, неторопливо и совсем не спешит разрешать возникающие загадки. Многое, на мой взгляд, осталось за кадром — очевидно, что Сато не удалось вместить в формат овашки все задумки. В общем, просто между делом посмотреть Key не получится. Аниме заставляет напрягать мозги и додумывать за авторов. Зато вызывает эмоциональный отклик — героям, даже второстепенным, сопереживаешь, воспринимаешь их как живых людей, а не набор движущихся на целлулоиде картинок. И спустя пару серий тебя действительно начинает волновать вопрос — удастся ли Ки стать человеком или она так и останется замкнутой в оболочке безразличия пластиковой куклой?
Технически сериал исполнен на очень высоком для девяносто четвертого года уровне. Персонажи прекрасно нарисованы и озвучены, хотя анимация не без изъянов — ясно видно, что о 24 кадрах в секунду речь не идет. Бэкграунды сделаны четкими и детализированными. Раскадровка почти идеальна, неудачных ракурсов практически не заметно. Поскольку так или иначе тема поп-идолов в Key затронута, то нельзя не сказать пару добрых в слов в адрес звучащих в ней песен. В основном это концертные выступления Михо Уцусе, той самой певицы, на которую решила равняться Ки — вещи бодрые и энергичные. Но самое сильное впечатление производит опенинг «In The Night» Сарио Кидзимы, снятый так, что сам по себе является самостоятельным произведением искусства.
«Key The Metal Idol» сложно обвинить в потакании вкусам публики. В ней Хироаки Сато пытается ответить на непростые вопросы — в отличие от создателей GITS, он ищет не призрак души в машине, но призрак машины в душе. И, что самое страшное, находит его, а уж какой из этого делать вывод — решать зрителю.
|