Мода лолит, отсылающая к викторианской Англии, как нельзя лучше подходит для современной иллюстрации бессмертной сказки Кэрролла. Лолиты выглядят так, как будто сошли с викторианских гравюр: черные или нежно-розовые кружева, нижние юбки, обувь на платформе в стиле Мэри Джейн (детского вида туфли с застежкой на ремешке спереди) и ободок в волосах.
В токийском районе Харадзюку их можно встретить очень часто, что вызывает сразу массу вопросов: что это - мода или субкультура? Как это явление характеризует японское общество и культуру? Суждено ли ему превратиться в нечто большее или остаться застывшей формой юношеского протеста, характерной для двадцать первого века? И как это соотносится с более известным западным готическим движением?
Лолиты появились в восьмидесятые годы, когда Омотесандо и Такешита-дори, улицы в районе Харадзюку, стали превращаться по воскресным дням в пешеходные зоны. После этого молодежь стала собираться в парке Йойоги и на прилегающих улицах, чтобы послушать музыку, пройтись по магазинам или просто провести время в компании своих сверстников. Молодые люди и уличные музыканты начали наряжаться в странные, непривычные костюмы. Постепенно сформировались несколько различных узнаваемых стилей, таких как лолита, гяру, декора и гангуро. Они были каталогизированы уличным фотографом Сёичи Аоки в журналах STREET (изд. с 1985 года) и FRUiTS (изд. с 1997 года). Фотографии из журнала FRUiTS позже были опубликованы в одноименной книге. Эти же фотографии выставлялись в Австралии и Новой Зеландии, так что у жителей этих стран появился шанс оценить японскую уличную моду.
Марки одежды
Стиль «лолита» приобрел массовую популярность с появлением таких марок одежды, как Baby, The Stars Shine Bright в 1988 году и Manifesteange Metamorphose Temps de Fille - в 1993. Среди брэндов, выпускающих одежду в этом стиле, также стоит назвать Angelic Pretty, Innocent World и Mary Magdalene. Хотя большинство марок и ориентируется на японский рынок, появление интереса к субкультуре лолит на Западе привело к тому, что одежда нескольких фирм, выпускающих одежду для лолит, теперь продается в Америке и других западных странах. У таких брэндов, как, например, Metamorphose, даже появились англоязычные сайты. Тем не менее, в первую очередь все производители одежды для лолит ориентируются на японских девушек в возрасте от 13 до 25 лет.
Чудесные образы
Для создания образа лолиты используются заимствования из исторических костюмов разных эпох, но наиболее узнаваема из них, пожалуй, викторианская - та самая, в которой разворачивались события «Алисы в Стране Чудес». Причем за основу берется именно детская одежда: лолиты носят юбочки до колен, а не платья «в пол»; корсеты, превращающие талию в осиную, также используются редко. Иногда за основу берется одежда пятидесятых годов двадцатого века или французское рококо. Хотя стиль лолиты и содержит в себе аллюзии на исторический костюм, он редко ограничивается какой-то одной эпохой и обычно представляет собой смесь из деталей костюмов разных времен, органически объединенных для создания особого, узнаваемого стиля лолиты.
Наиболее распространенным из подвидов лолит на сегодняшний день остается «готическая лолита», или госурори (искаженное английское «gothic lolita»). Тогда как традиционные лолиты предпочитают пастельные оттенки, платья из ткани с рисунком или украшенные вышивкой и кружевами, а иногда носят с собой фарфоровых кукол и плюшевых медвежат, готическая лолита питает слабость к черному цвету, а платья выбирает однотонные - серые, белые или, опять же, черные, дополняя их аксессуарами в стиле западных готов - крестами и распятиями. Тем не менее, акцент по-прежнему делается на стилизацию под викторианскую эпоху. В результате получается смесь наряда викторианской девочки с мрачным готическим настроением. Этот стиль приобрел популярность благодаря «визуальному року», прежде всего таким группам, как Dir En Grey и Malice Mizer. Мана, лидер группы Malice Mizer, создал свой собственный брэнд Moi-meme-moitie и выпускает одежду в особом, легко узнаваемом стиле «Элегантная Готическая Лолита».
Подвидов лолит очень много, к примеру, панк-лолита, свит-лолита (еще больше розового, белого и нежно-голубого цветов плюс целая лавина кружев), классик-лолита. Некоторые последовательницы предпочитают комбинировать стиль «лолита» с другими популярными уличными стилями, что приводит к возникновению таких гибридов, как кибер-лолита и ва-лолита (традиционное кимоно с юбкой-колоколом и прическа, украшенная так же, как и у остальных лолит). Из более редких подстилей можно также выделить: лолиту-Алису, где за основу создания лолитного образа берется главная героиня истории про Страну Чудес; лолиту-пиратку, которая может смело смешать вещи из гардероба классик и панк-лолиты, или быть одетой во все розовое, однако ее костюм непременно будет украшен черепом и костями, на голове будет красоваться треуголка, а на глазу - повязка; лолиту-морячку, одевающуюся, как правило, в синее и белое, с непременными морскими элементами (шапочка с помпоном, стилизованная матроска, изображения якорей и пр.); лолиту-принцессу, которая выглядит почти как классик-лолита, одевается во все светлое и непременно украшает прическу короной; лолиту-невесту, вопреки традициям не обязательно одетую в белое - ее платье детализировано как платье свит-лоли, но более торжественно, обязательный атрибут костюма -фата; лолиту-школьницу, лолиту-медсестру, лолиту-горничную, лолиту-монашку и многих других. Но самыми популярными остаются готическая, «сладкая» и классическая лолиты.
Наряды в радость
Хотя этот стиль можно счесть фетишистским из-за неизбежных ассоциаций с одноименным романом Набокова, представительницы субкультуры лолит подчеркивают именно свою скромность и нежный возраст, а также влияние японской эстетики «кавайного», милого, и не считают свой стиль одежды откровенно сексуальным. Большинство японских лолит вообще не имеет представления о «Лолите» Набокова, хотя Gothic & Lolita Bible, популярный журнал, посвященный их субкультуре, и предлагает этот роман вниманию своих читательниц. Другая черта японской культуры, довольно странная с точки зрения западного человека, - это повсеместное распространение «комплекса Лолиты» («лоликон»), влечения, который зрелый мужчина испытывает по отношению к девочке-подростку, и та терпимость, с которой японцы относятся к этому явлению: хентай-манга с подобными сюжетами легко доступна в книжных магазинах и газетных киосках. Хотя намеки на «комплекс Лолиты» и присутствуют в манере лолит одеваться, девушки, которые выбирают этот стиль, хотят соответствовать не эротическим фантазиям мужчин среднего возраста, но собственному желанию быть милыми, а не агрессивно-сексуальными. Некоторые лолиты отмечают, что в данную субкультуру их привлекло именно нежелание навязчиво демонстрировать собственную сексуальную привлекательность. В обществе, где женщины, отчаянно стремясь стать желанными, носят мини-юбки, обтягивающие майки и делают операции по увеличению груди, стиль «лолита» дает девушкам возможность наряжаться исключительно ради собственного удовольствия, а не для того, чтобы привлечь внимание мужчин.
Мода или субкультура?
Вопрос о том, что же такое лолита - мода или субкультура - широко обсуждается среди последовательниц. Многие женщины одеваются в стиле «лолита» только по воскресеньям или когда идут на концерты - возможно, потому что хотят на время забыть о своей куда более прозаической обыденной жизни, да и просто потому, что это мило. Другие говорят, что лолитный образ - это стиль жизни, и, даже не будучи одеты в соответствующую одежду, они стараются вести себя как лолиты. Момоко, героиня романа «Шимотсумо монотагари» (это название, означающее «Шимотсумская история», переведено на английский язык как «Kamikaze Girls») писателя Новала Такемото, признается, что хотела бы жить в эпоху рококо, эксцентричную, беззаботную и гедонистическую. Неважно, считает ли девушка, что лолита - это отдельная субкультура или просто одевается в соответствующую одежду, в любом случае, для нее это способ ухода от тягот взросления в современном мире. Хотя социальные роли, которые сегодня выбирают японские женщины, куда более разнообразны, чем те, которые приходилось играть их матерям, общество по-прежнему ждет от них, что после замужества они превратятся в домохозяек, а на работе их ценят и уважают куда меньше, чем мужчин. Часто они работают секретаршами, чьи обязанности сводятся к завариванию чая и ксерокопированию документов, или лифтершами в крупных торговых центрах. Кроме того, в Японии материнство до сих пор признается основной целью жизни женщины, поэтому желание женщины заниматься собственной карьерой и добиваться независимости отнюдь не поощряется - ведь это может отвлечь ее от выполнения священного долга матери. Поэтому девушки и женщины, одетые в «лолитном» стиле, нарушают ожидания общества, обрекающего их на выполнение никому не интересной работы и постылую участь домохозяйки в перспективе.
Товарный фетишизм
Неприятие социальных норм лолитами тесно переплетается с еще одним феноменом, получившем распространение в японском обществе. Это так называемые «паразиты-одиночки» - молодые люди и, особенно, женщины, которые продолжают жить с родителями на третьем и даже на четвертом десятке. Они сами зарабатывают себе на жизнь, но тратят деньги в основном на одежду и развлечения, отказываясь вступать в брак и заводить детей. Таких «паразитов» в современной Японии миллионы. Одежда в стиле «лолита» очень дорогая: один предмет гардероба из фирменного магазина стоит от ста до пятисот долларов, полный комплект, одежды может обойтись где-то в тысячу. «Лолитная» мода появилась в восьмидесятые, во времена знаменитого «японского экономического чуда». Если совсем юных лолит спонсируют их родители, то для тех, кому уже перевалило за двадцать, единственный способ оставаться лолитой - это жить с родителями и тратить все самостоятельно заработанные деньги на наряды вместо того, чтобы строить собственную жизнь. Можно, конечно, попытаться одеваться как лолита, не тратя астрономические суммы денег, но большинство японских девушек отмечают, что для того, чтобы быть принятой остальными лолитами, необходимо приобретать фирменные вещи. Этот аспект лоли-феномена соответствует тому «товарному фетишизму», который охватил все японское общество. Другие «паразиты-одиночки» с тем же энтузиазмом скупают дизайнерские сумочки и украшения. Как отмечает профессор Масахиро Ямада, который первым употребил этот термин, среднестатистическая японская женщина после замужества получает втрое меньше тех денег, которыми она могла бы распоряжаться по собственному усмотрению. Распространение «паразитирующих» молодых людей не удивляет этого профессора социологии, который связывает их возникновение с «японским экономическим чудом» восьмидесятых. Несмотря на экономический спад девяностых годов, кажется, что лолиты и вся остальная японская молодежь выбрали один и тот же способ поддержания своего образа жизни.
Лолитные стандарты
Лолитная мода - это вызов не только общественным нормам, но и господствующему идеалу красоты. До середины шестидесятых для женщины существовал один-единственный идеал женской красоты, да и сейчас «кавайная» эстетика полностью подчинила себе мэйнстрим. Внешность лолиты - это альтернатива общепринятому модному образу. Но при ближайшем рассмотрении взаимоотношения «лолитной» моды и индивидуальности оказываются более чем двусмысленными: хотя «лолитная» мода и позволяет выделиться из общей безликой массы, сама она диктует своим последовательницам очень строгие правила. Кроме того, фирменная одежда обычно выпускается всего двух размеров - очень маленьких и рассчитанных на худенькую и невысокую японскую девушку с небольшой грудью. Таким образом, «лолитная» мода поддерживает однородность и чистоту стиля и известные внешние стандарты, хотя и дает возможность дистанцироваться от мэйнстрима.
Хотя лолиты из маленьких городков и деревень могут быть одиноки, подобно героине «Kamikaze Girls», токийские лолиты сбиваются в стайки в Харадзюку. В таких компаниях происходят те же процессы, что и во всем японском обществе: здесь коллектив также довлеет над отдельной личностью. Даже те, кто «не вписывается» в общество нормальных, обыкновенных людей, находят свою социальную нишу в обособленной группе или субкультуре.
Лолиты и готы
Также можно поискать параллели между лолитами и западной готической субкультурой. И лолиты, и готы вызывающе одеваются, отвергают социальные нормы и выражают ностальгию по давно прошедшим эпохам. В то же время, если лоли-стиль разделяет с мэйнстримом тягу ко всему милому и кавайному, то готическая мода отвергает и высмеивает мэйнстрим, а также усредненные представления о «хорошем вкусе», балансируя на грани между прекрасным и отталкивающим. Кроме того, лолиты подчеркивают свою невинность, чистоту и оптимизм, тогда как приверженцы готической субкультуры тяготеют к болезненности, эротическому фетишизму и мрачному мировоззрению. Даже готические лолиты, которые, как и западные готы, питают интерес к религиозной символике и тоску по викторианской эпохе, разделяют, однако, тягу остальных лолит к жизни в эпоху светлую, беззаботную и экстравагантную, больше напоминающую рококо. Тогда как готы испытывают интерес ко всему трагическому, находя красоту в теневой, «изнаночной» стороне жизни. Так что, если сравнивать эти две субкультуры, нельзя не заметить, что между ними больше различий чем сходства.
Популяризация стиля
Феномен лолиты, если рассматривать его и как моду, и как субкультуру, легко счесть лишь пассивным, ни к чему не ведущим бунтом японских девушек против господствующих в обществе стандартов. Хотя, если все так просто, как объяснить то, что «лолитная» мода не только существует уже в течение многих лет, но и постепенно приобретает популярность, в том числе, за пределами Японии? В Интернете появляются форумы, на которых западные лолиты обмениваются информацией, вывешивают фотографии и даже продают предметы одежды. На самом крупном из них около семи тысяч зарегистрированных участниц со всего мира. Благодаря интересу во всем мире, такие брэнды, как Baby, The Stars Shine Bright открывают свои магазины за границей; магазин марки Baby открылся в Париже, а скоро еще один появится в Сан-Франциско. Кроме того, стали появляться западные лолита-брэнды, размерная сетка которых рассчитана на западных девушек, хотя ни один из них пока еще не достиг того же уровня качества, что и японские магазины. Некоторые приверженцы стиля опасаются, что растущая популярность приведет к искажению того образа, что полюбился многим, другие же, наоборот, радуются тому, что, став более популярной, «лолитная» мода станет и более доступной.
Этот стиль появился как прибежище для японских девушек, которые не принимали повсеместной сексуализации моды и ценностей того общества, в котором им пришлось взрослеть, и хотели создать уютный мир для себя и группы подруг, разделяющих их индивидуалистические ценности. Вскоре он превратится в стиль жизни для женщин всего мира, которым просто нравится чувствовать себя принцессами.